÷≈Ќ“– ѕ–ј¬ќ¬ќ… «ќќ«јў»“џ    
• ¬ –ќ——»» ƒ≈—я“ » “џ—я„ ∆»¬ќ“Ќџ’ ¬ ƒ≈Ќ№ ѕќ√»Ѕјё“ ќ“ Ѕ–ќƒя„»’ —ќЅј  • ¬ ќ“Ћ»„»» ќ“ ’»ўЌ» ќ¬ ¬ ƒ» ќ… ѕ–»–ќƒ≈, —ќЅј » Ќ≈ ѕ–ќ—“ќ ќ’ќ“я“—я, ј »ћ≈ЌЌќ »—“–≈ЅЋяё“ ∆»¬ќ“Ќџ’, ƒ≈Ћјя Ё“ќ Ќ≈ ƒЋя ѕ–ќѕ»“јЌ»я • ¬ ќ“Ћ»„»» ќ“ ¬ќЋ ќ¬ »Ћ» “»√–ќ¬, —ќЅј » Ќ≈ ”Ѕ»¬јё“ ∆≈–“¬” Ѕџ—“–ќ, ј »ћ≈ЌЌќ ћ”„јё“ ≈≈, „ј—“ќ ќ—“ј¬Ћяя ≈ў≈ ∆»¬ќ… Ќј ƒќЋ√”ё » ћ”„»“≈Ћ№Ќ”ё —ћ≈–“№ •
• — —≈–≈ƒ»Ќџ 1990-’ √ќƒќ¬ ¬ –ќ——»» ѕќƒ ¬»ƒќћ √”ћјЌЌџ’ ѕ–ќ√–јћћ ѕ–ќ¬ќƒя“—я ћќЎ≈ЌЌ»„≈— »≈  ќ––”ѕ÷»ќЌЌџ≈ —’≈ћџ, »— ”——“¬≈ЌЌќ —ќ«ƒјёў»≈ ѕ–ќЅЋ≈ћ” Ѕ≈«ƒќћЌџ’ ∆»¬ќ“Ќџ’, “ј »≈  ј  —“≈–»Ћ»«ј÷»я Ѕ–ќƒя„»’ —ќЅј  — ¬џѕ”— ќћ Ќј ћ≈—“ј ќЅ»“јЌ»я »Ћ» —ќƒ≈–∆јЌ»≈ »’ ¬ ѕ–»ё“ј’ «ј √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ… —„≈“ •
√Ћј¬Ќјя —“–јЌ»÷ј Ќќ¬ќ—“» »—“–≈ЅЋ≈Ќ»≈ Ѕ–ќƒя„»ћ» —ќЅј јћ» ‘ј”Ќџ »—“–≈ЅЋ≈Ќ»≈ Ѕ–ќƒя„»ћ» —ќЅј јћ»  ќЎ≈  √»Ѕ≈Ћ№ Ћёƒ≈… ¬ –≈«”Ћ№“ј“≈ Ќјѕјƒ≈Ќ»я Ѕ–ќƒя„»’ —ќЅј  «ќќЁ —“–≈ћ»—“џ, ѕ—≈¬ƒќ«ќќ«јў»“Ќ» », Ѕ»ќЋќ√»-‘јЋ№—»‘» ј“ќ–џ  

 
—ѕј—≈Ќ»≈ ∆»¬ќ“Ќџ’  ќЌ“ј “џ

ѕ–ќ√–јћћј —Ќ»∆≈Ќ»я „»—Ћ≈ЌЌќ—“» Ѕ≈—ѕ–»ё“Ќџ’ —ќЅј  Ќј ”Ћ»÷ј’ √ќ–ќƒј ќƒ≈——џ (ѕ–ќ≈ “)


     ћногих из нас: р€довых граждан, руководство города, экологов, защитников животных, - сейчас очень беспокоит проблема бесприютных домашних животных, особенно собак. ѕри этом вне зависимости от отношени€ к ним, у всех нас одно желание и цель Ц сделать так, чтобы их было на улице как можно меньше или вообще не было, да еще и методы достижени€ этого не противоречили бы принципам гуманизма.  ак нам думаетс€, мы нашли метод как этого достигнуть, в то врем€ как традиционные методы этого принципиально обеспечить не могут. Ќа основании изучени€ с экологических позиций структуры массы бесприютных собак, законов их поведени€ и воспроизводства, и взаимодействи€ их с человеческим обществом нами была разработана полтора года назад концепци€, а позже проект общегородской программы Ђ”меньшени€ численности бесприютных собакї. ќсновным в этом комплексе был метод системной стерилизации собак из попул€ции потомственно уличных, составл€ющих основную долю бесприютных животных, хот€ есть и другие категории собак, требующие других подходов.   сожалению, до сих пор комплекс не был рассмотрен и не был прин€т. ¬се это и привело, как мы предупреждали, к безрезультативности проводившейс€ в это врем€ бессистемной стерилизации.
     ѕоэтому сейчас мы предлагаем к ¬ашему вниманию разработанный проект головной комплексной программы Ђ”меньшени€ численности бесприютных собак на улицахї и детально разработанную подпрограмму Ђ—истемного отлова и возвращени€ собак из попул€ции потомственных уличныхї, котора€ существенно вли€ет на результативность всей программы биостерилизации. ѕодпрограмма отлова и вывоза должна работать только в тандеме с программой работы в центре стерилизации животных Ќемецкого союза защиты животных, котора€ на практике отработала уже полтора года. ѕоэтому мы предлагаем Ќемецкому союзу в лице их представител€ Ѕ” Ђѕриют дл€ защиты и помощи бездомным животнымї подключить свою программу к общему комплексу данного сайта.
     ≈ще одну часть комплекса, а именно по работе с собаками, брошенными и потер€нными хоз€евами, не образующими попул€цию, мы предлагаем осуществить и подключить к проекту ќдесскому союзу защиты животных, который уже имеет достаточный опыт работы в этом направлении и, очевидно, будет иметь вскоре и материальную базу дл€ этого. ѕредварительные контакты с этими организаци€ми уже были.
      роме того, мы приглашаем к обсуждению комплексной программы и сотрудничеству всех заинтересованных. –ады прин€ть обоснованные предложени€ и замечани€, в том числе и по подпрограммам второй очереди.
     Ќаши электронные адреса: zverek@farlep.net
     spirits@tm.odessa.ua
     C уважением, ”правление экологической безопасности г.ќдессы.
     ѕравление ќдесского городского общества охраны и защиты животных.

ѕ–ќ≈ “
ѕ–ќ√–јћћј —Ќ»∆≈Ќ»я „»—Ћ≈ЌЌќ—“» Ѕ≈—ѕ–»ё“Ќџ’ —ќЅј  Ќј ”Ћ»÷ј’ √ќ–ќƒј ќƒ≈——џ

     I. ѕј—ѕќ–“ ѕ–ќ√–јћћџ
     1. Ќазвание: ѕрограмма снижени€ численности бесприютных собак на улицах г. ќдессы
     2. јвторы: ”правление экологической безопасности г. ќдессы, ќдесское городское общество охраны и защиты животных.
     3.  ратка€ характеристика программы.
     3.1. ѕроблема, которую предполагает решить данна€ ѕрограмма, не только актуальна, но и многопланова. ћногоплановость св€зана с тем, что масса бесприютных собак на улицах не однородна и состоит из различных категорий: потер€вшие хоз€ина, брошенные на произвол судьбы безответственными людьми и потомственно уличные. –азные пути, которыми кажда€ из категорий собак попадает на улицы, разные законы природы управл€ют поведением и, главное, воспроизводством их на улице в процессе взаимодействи€ с человеческим обществом. ѕоэтому должна быть и сво€ специфика работы по каждой из категорий. ¬следствие этого данна€ ѕрограмма Ч комплексна€, кажда€ из подпрограмм предполагает свою методику.
     Х ѕоскольку категори€ потомственно уличных собак, образующих попул€цию, наиболее массова€ и не Ђподдаетс€ї традиционным методам регулировани€ численности, акцент в насто€щее врем€ делаетс€ на подпрограммах работы именно с этой категорией собак. ќпира€сь на законы попул€ционной экологии, эта подпрограмма объ€сн€ет механизм восстановлени€ попул€ции при отлове с уничтожением или при беспор€дочной бессистемной стерилизации и предлагает оригинальный способ, позвол€ющий воспреп€тствовать этому восстановлению. ќригинальность его состоит в методах отлова и возвращени€ животных на места обитани€ по системному принципу, позвол€ющему достичь ожидаемого успеха при биостерилизации.
     Х ѕодпрограмма работы с бывшими домашними Ч потер€нными и выброшенными на улицу животными Ч предполагает компьютерный учет таких собак, который обеспечит эффективный поиск их прежних или новых хоз€ев. Ќеотъемлемой частью этой подпрограммы €вл€етс€ разъ€снительна€ работа, административные меры воздействи€ на владельцев, выбросивших животных на улицы, различные способы стимулировани€ стерилизации неплеменных домашних животных (кошек и собак).
     3.2. —труктура программы. ѕрограмма представл€ет собой комплекс, состо€щий из подпрограмм первой и второй очереди.
     ѕрограммы первой очереди:
     а) программа отлова и возвращени€ на места обитани€ по системному принципу собак из попул€ции потомственных уличных в процессе стерилизации;
     б) программа работы с собаками из попул€ции потомственных уличных в центре стерилизации;
     в) ѕрограмма работы с животными, имевшими дом и хоз€ев, но оказавшиес€ без них.
      роме того, к ним непосредственно примыкает:
     г) программа скорой помощи в чрезвычайных ситуаци€х, св€занных с животными.
     ¬ блок второй очереди, который может быть разработан позже, должны впоследствии войти:
     д) программа работы с домашними собаками;
     е) программа работы с клубными собаками, собаками из спец. питомников, служебными собаками и т.д.
     ѕрограммы а) и б) могут работать только совместно. ¬се программы св€заны единой электронной базой данных с кодами, позвол€ющими учитывать и идентифицировать собак всех категорий, и едиными руковод€щими органами, оперативными, управл€ющими и контролирующими процесс стерилизации.
      омплекс может быть без ограничений применен во всех городах ”краины.
     II. ÷ель программы
     ѕовышение качества жизни жителей города путем уменьшени€ численности бесприютных собак на улицах города.
     III. «адачи программы
     1. ќрганизовать массовую стерилизацию бесприютных собак из попул€ции потомственных уличных с отловом и возвращением их на прежние места обитани€ по системному принципу, с целью невозможности восстановлени€ попул€ции.
     2. ќрганизовать работу с остальными категори€ми собак с целью уменьшени€ их количества на улицах города и с владельцами животных с целью воспреп€тствовать пополнению их питомцами количества бесприютных.
     IV. Ќекоторые концептуальные основы программы
     1. ѕреамбула
     —итуаци€ с большим количеством бесприютных собак, в течение предшествующих дес€тилетий и до насто€щего времени, имевша€ место на улицах ќдессы, (впрочем как и других городов ”краины и бывшего —оюза) неприемлема ни дл€ кого, в том числе и дл€ защитников животных, т.к. их переизбыток приводит к лишени€м, болезн€м и гибели самих животных.
     Ќо проблема не решалась и принципиально не может быть решена старыми методами отлова и уничтожени€, потому что вступает в конфликт с попул€ционными законами природы, действующими в среде наиболее массовой категории бесприютных собак. Ќесосто€тельность таких силовых подходов, когда из попул€ции изымаютс€ отдельные особи, стала общепризнанным фактом в мире. Ёто подтверждаетс€ и более чем вековой практикой работы предпри€тий по убийству собак Ц утильцехов, на территории стран бывшего —оюза. ’от€ на проблему расходовались немалые средства из муниципальных бюджетов, от собак избавитьс€ не удалось Ц собачьи стаи восстанавливались (механизм восстановлени€ Ц см. прил. 1).
     » это самый главный отрицательный фактор такой работы Ч фактор хоз€йственно-экономический, из-за которого ни такие учреждени€, ни такие методы неприемлемы.  роме того, существование Ђбудкиї Ц утильцеха порождает, по крайней мере, еще п€ть отрицательных факторов, опасных дл€ общества:
     Х санитарно-эпидемиологический фактор;
     Х социально-политический фактор:
     а) несоблюдение прав человека на жизнь без стрессов от убийства подопечных приблизительно дл€ ? населени€ города;
     б) опасный социально-политический прецедент, когда при замене категории Ђсобакиї любой другой категорией уже людей Ђбомжи, наркоманы, инакомысл€щие и т.д.) эта категори€ будет объ€влена вне закона, как мешающа€ жить нормальным люд€м. ќна будет так же уничтожатьс€ с молчаливого согласи€ смирившегос€ с убийством общества, как это было не раз в истории;
     Х воспитательный фактор, противоречащий воспитанию детей в духе гуманизма;
     Х морально-этический фактор, нарушающий соответствующие нормы человеческой жизни;
     Х эколого-гуманистический и философский фактор, угрожающий человечеству в глобальном эколого-гуманистическом аспекте.
     ¬сех этих пороков, казалось бы, лишена основанна€ на новых методах и гуманизме иде€ стерилизации, предложенна€  иеву и ќдессе Ќемецким союзом защиты животных вместе с финансовой, технической, организационной, научной и ветеринарной помощью. ¬недрение подобной идеи было начато в ћоскве, но без учета постсоветской специфики, бессистемно, что и привело вначале к неуспеху.
     ¬ ќдессе попытки работать методами стерилизации предпринимались на основе созданных частных приютов (приют ќдесского союза защиты животных), а также частными лицами со своими Ђподопечнымиї собаками у кафе. магазинов, гаражей, строек, во ворах домов и т.д. Ќо процесс в обоих случа€х оп€ть-таки бессистемный.
     јнализиру€ этот опыт, и информацию, которую мы получали от европейских коллег, мы пришли к выводу, что все неудачи есть следствие бессистемности, отсутстви€ продуманной, логически обоснованной программы, опирающейс€ на попул€ционные законы и учитывающей местную специфику.
     ¬ данном проекте ѕрограммы предложены новые принципы механизма отлова и выпуска на прежнее место собак в процессе стерилизации, которые не позвол€ют попул€ции восстанавливатьс€.
     2. ќсновные положени€ и категории программы
     ѕо нашему мнению, масса бездомных собак, наход€щихс€ на улицах города без приюта, должна быть условно разделена на две категории:
     1-€ категори€ Ч это одиночные собаки, обычно породистые или полупородистые (метисы), жившие в домашних услови€х с хоз€евами, а затем, по разным причинам, оказавшиес€ без них.
     Ёти животные быстро погибают, либо, кочу€ с места на место, наход€т себе нового хоз€ина.   ним вполне может быть применено определение Ђброд€чиеї.
     2-€ категори€ Ч это собаки, родившиес€, производ€щие потомство и живущие на улицах, вне дома и хоз€ина, ста€ми более или менее посто€нного состава на определенной Ђсвоейї территории, обеспечивающей их необходимыми дл€ жизни Ђблагамиї: пищей, укрыти€ми. Ёто наши обычные дворн€ги, которые в своей общности образуют сложную саморегулирующуюс€ систему - попул€цию. ¬ ней действуют законы попул€ционной экологии, незримо управл€ющие поведением отдельного звена попул€ции Ц стаи и каждой отдельной особи. Ѕез учета этого обсто€тельства невозможно пон€ть, а тем более вли€ть на процессы, происход€щие при взаимодействии такой попул€ции и человеческого общества.
     —оотношение численности собак 1-й и 2-й категории дл€ ќдессы, и, веро€тно, других городов на постсоветском пространстве приблизительно 1: 4, в то врем€ как в странах «ападной ≈вропы преобладали и преобладают собаки 1-й категории при значительно меньшем, чем у нас, общем количестве бездомных животных. (ѕоследнее мы заключили из общени€ с западными коллегами).
     Ёто соотношение €вл€етс€ одной из тех специфических местных особенностей, о которых упоминалось в преамбуле. (ѕричина Ц в значительно большем количестве на наших территори€х укрытий и пищи, доступных животным, что обуславливает, как один из факторов, численность собак 2-й категории, согласно основному попул€ционному закону (см. далее).)
     “ака€ структура массы бесприютных собак, в свою очередь, диктует и методы регулировани€ их численности. ¬едь воспроизводство собак 1-й категории (выброшенных и потер€нных) дл€ медленно растущего населени€ большого города, за ограниченный период времени есть, в среднем, величина практически посто€нна€ и независ€ща€ от интенсивности отлова таких собак. ”величива€ интенсивность до величины большей воспроизводства, можно добитьс€ успеха. ј воспроизводство дл€ собак 2-й категории (рождающихс€ на улицах), напр€мую жестко зависит от давлени€ на попул€цию извне (каким €вл€етс€ отлов). “о есть, с увеличением количества изъ€тых из попул€ции особей воспроизводство, благодар€ компенсационным механизмам природы, резко возрастает.
     Ётого никогда не учитывали наши Ђборцыї с собаками, рату€ за наращивани€ интенсивности уничтожени€. ѕри этом природа, отвеча€ адекватно, сводила на нет все усили€.
     “аким образом, коль скоро проблема у нас создаетс€, в основном, за счет собак 2-й кат. (потомственных уличных), именно на них должна быть сориентирована программа массовой системно-плановой стерилизации, организованна€ таким способом, чтобы сделать невозможным воспроизводство. ќдновременно необходимы отлов и сво€ методика работы с собаками 1 й категории. ѕосле реализации, в основном, подпрограммы по системной стерилизации потомственно уличных собак(2 кат) така€ программа станет основной.  роме того, прилагаетс€ программа скорой помощи, котора€ частично используетс€ при реализации двух первых.
     ¬ каждой из программ отдельно изложены механизмы реализации и финансовые расчеты.
     V. ќрганизационно-административные меропри€ти€, обеспечивающие программу снижени€ численности бесприютных животных
     ƒо начала работы Ђѕрограммы снижени€ численности бесприютных собак на улицах городаї необходимо осуществить следующее.
     5.1. ѕрин€ть общегородскую программу на основе концепции, в качестве юридического документа, внести необходимые изменени€ в нормативные документы города.
     5.2. ‘ункцию отлова передать мобильным оперативным группам координационного центра.
     5.3. ƒл€ руководства программой создать:
     а) ƒл€ стратегического руководства: научно-координационный совет с функци€ми разработки научно-перспективных направлений проекта, общего методического руководства работой программы, решени€ финансовых вопросов в рамках ”правлени€ экологии или непосредственно при мэре города;
     б) ƒл€ оперативного руководства: координационный центр, подчиненный совету, осуществл€ющий ежедневное оперативное руководство процессом стерилизации.  оординационный центр возглавл€етс€ начальником центра со штатом технических сотрудников. ќсновное подразделение центра Ц координационна€ группа, состо€ща€ из 3-4 ответственных координаторов-операторов, владеющих компьютером и осуществл€ющих непосредственное руководство процессом отлова и возвращени€ животных, а также полный контроль состо€ни€ собак в городе. Ќа должность координаторов должны назначатьс€ на паритетных началах от всех зоозащитных организаций города люди, которые будут заинтересованы в успехе дела.
      оординатор должен осуществл€ть:
     Х ќтбор стай к стерилизации.
     Х ¬ыдачу карточек-направлений на стерилизацию своим представител€м из 3-4 оперативных групп
     Х ѕрием и регистрацию сообщений от населени€ о неблагополучи€х, св€занных с животными на улицах и оперативную реакцию на за€вки отправкой дежурной машины скорой помощи. Ётой же машиной должны отлавливатьс€ и доставл€тьс€ в свой приют собаки ? категории.
     Х ѕрием за€вок, жалоб о нарушени€х при возвращении животных
     Х ѕроведение расследовани€ нарушений при обращении с животными
     Х ѕрием и удовлетворение за€вок на приобретение или поиск собак с соответствующей регистрацией и корректировкой баз данных.
     Х —бор в конце дн€ карточек-направлений, внесение всех проводившихс€ в течение дн€ работ в базу данных;
     Х ¬едение электронной базы данных.
     ¬ подчинении координатора должны находитьс€ оперативные группы, число которых зависит от числа спиральных участков в городе или, что одно и то же, от числа машин дл€ отлова и транспортировки животных, но не менее 3-х.
     ¬ оперативную группу должны входить:
     Х водитель;
     Х ловец (возможно совмещение с первым);
     Х представитель координационной группы ;
     Х ветврач (при необходимости).
     ќбщее руководство сменами с решением возникших проблем осуществл€ет начальник координационного центра.
     Ѕазироватьс€ координационный центр должен в общедоступном месте. ћашина дл€ экстренных вызовов должна быть посто€нно в распор€жении координатора.
     5.4. ƒл€ осуществлени€ эффективного проведени€ программы необходимо иметь не менее 3-х машин дл€ планового отлова и одной оперативной машины дл€ экстренных случаев.
     5.5. ќбучить ловцов животных в количестве 4-6 человек.
     5.6. ƒл€ успешной работы координационного центра необходимо создать электронную базу данных. ƒл€ этого необходимо приобрести компьютер и разработать программное обеспечение, а также обучить персонал работе с программами.
     5.7.  линики, в которых кроме центра Ќемецкого союза защиты животных, будут стерилизоватьс€ и передерживатьс€ животные, должны быть снабжены клейматорами.
     5.8. ѕровести подготовительно-разъ€снительную работу с населением через —ћ», распространить листовки-инструкции с информационными текстами о пор€дке проведени€ программы дл€ опекунов стай.
     5.9. ќпределить конкретные каналы, печатные издани€ и радиопрограммы, по которым будут сообщатьс€ данные об отловленных и помещенных в приют собаках 1 категории дл€ того, чтобы найти их старого или нового хоз€ина, а также друга€ информаци€ в рамках программы стерилизации. «аключить договоры с этими —ћ» на указанные услуги.
     5.10. ѕодготовить бланки карточек учЄта собачьих стай, подлежащих стерилизации.
     VI. ќжидаемые результаты
     Х ≈сли в течение 4-5 лет программа будет выполнена, то с этого времени на улицах города начнетс€ неуклонное значительное уменьшение количества бесприютных собак из попул€ции (за счЄт естественной убыли). ѕосле 8 10 лет это количество станет минимальным. Ќекоторое количество сохранитс€ на улицах за счет собак 1-й категории (потер€вшиес€ или брошенные хоз€евами). Ќо эта проблема будет значительно меньшей, т.к. при имеющемс€ приюте и опыте работы их судьба будет скоро решатьс€, в том числе и за счет возросшего спроса на собак, т.к. их переизбытка уже не будет.
     Х — решением проблемы собак 2-й категории (потомственных уличных) сократ€тс€ и все сопутствующие вопросы в части, завис€щей от этой категории:
     а) сократитс€ число покусов от потомственных уличных;
     б) сократитс€ число случаев жестокого обращени€ относительно потомственных уличных;
     в) улучшитс€ санитарно-эпидемиологическое состо€ние в городе;
     г) сократитс€ число конфликтов между гражданами города из-за этих животных и как следствие улучшитс€ моральный микроклимат в городе;
     е) будет обеспечено совершенно иное качество жизни дл€ граждан города, опекающих собак, поскольку они перестанут расходовать здоровье, врем€, деньги на этих собак.
     Х — окончанием работы программы в рамках города (т.е. через 5 лет) финансовые расходы из городского бюджета по данной статье резко сократ€тс€, став намного ниже тех, которые тратились на Ђутильцех-будкуї до начала работы программы. ѕотребуетс€ минимум средств на содержание 1-й машины дл€ экстренных вызовов и той части приюта, котора€ будет обслуживать собак 1-й категории. Ёти деньги можно будет почти полностью получать за счет преобразовани€ части приюта под гостиницу дл€ временной передержки хоз€йских собак и оказани€ прочих услуг населению по данному вопросу. “олько, на наш взгл€д, не стоит передавать приют из муниципальной собственности в частные руки даже после окончани€ программы в области, так как он сам сможет стать источником прибыли в городской бюджет с одновременным решением на муниципальном уровне проблем с животными в городе.  онечно, чтобы проблема не возобновилась за счет пригородных и дачных поселков, работа программы должна быть распространена на область, но это уже будут затраты средств из других бюджетов, которые также за небольшой срок упадут до минимума. «а это врем€ необходимо будет добитьс€, чтобы программа вышла на государственный уровень, и страна, наконец, стала бы ≈вропейской державой хот€ бы в этом вопросе.
     Х — исчезновением попул€ции собак на улицах на ту 1/3 покусов, котора€ св€зана с бездомными животными, сократ€тс€ и расходы, св€занные с оказанием помощи таким пострадавшим гражданам.
     Х — помощью созданной компьютерной базы данных можно наладить мониторинг по бесприютных животных, учитыва€ наличие обратной св€зи с опекунами.
     Х Ќачина€ уже с первого года работы программы на основе компьютерной базы данных, организуетс€ учет бесприютных собак ? кат. (потер€нных домашних). Ёто позволит осуществить эффективно поиск хоз€ев потер€нных собак, а также подобрать дл€ желающих приобрести собаку нужное им животное.
     Х ¬се это приведет к большим изменени€м в плане воспитани€ высокоморального общества, в особенности детей, на основах гуманизма, что также будет способствовать уменьшению преступности в обществе.
     Х ѕриюты могут стать большим подспорьем как базы дл€ воспитани€ трудных подростков из спецшкол, детских домов и интернатов.
     Х ѕриюты могут оказать неоценимую помощь лечебным учреждени€м реабилитации людей (детей), перенесших душевные и физические травмы, о чем сейчас много говор€т медики.
     Х “аковое решение проблемы бездомных животных €вл€етс€ одним из направлений по приведению нашей реальной жизни к ≈вропейским и мировым стандартам, без чего вр€д ли возможно вхождение в это сообщество.
     V??. ѕравова€ основа реализации программы
      онституци€ ”краины
     «акон ”краины Ђѕро м≥сцеве самовр€дуванн€ї
     «акон ”краины Ђѕро обТЇднанн€ громад€нї
     «акон ”краины Ђѕро захист тварин в≥д жорстокого поводженн€ї
     VЎ. ћеханизм контрол€ реализации программы.
      онтроль общего хода выполнени€ ѕрограммы осуществл€ет ”правление экологии.
      онтроль финансовой реализации ѕрограммы осуществл€ет ”правление финансов.
     ?’. —рок реализации ѕрограммы
     —рок реализации ѕрограммы Ц 4-5 лет.
     ќƒ≈—— ќ≈ √ќ–ќƒ— ќ≈ ќЅў≈—“¬ќ ќ’–јЌџ » «јў»“џ ∆»¬ќ“Ќџ’ _________________________________________________________________________
     6 5014 г.ќдесса, ул.ќлеши 10, т.724-16-43; 4 2-84-14; e-maill: zverek@farlep.net
     м.80677614851 м.80972964977

ѕ–ќ≈ “
ѕодпрограмма системного отлова и возвращени€ на места обитани€ собак из попул€ции потомственных уличных в процессе стерилизации


     I. ѕаспорт программы
     1. ѕрограмма системного отлова и возвращени€ бесприютных собак из попул€ции в процессе стерилизации
     2. јвторы: ќдесское городское общество охраны и защиты животных при участии ”правлени€ экологической безопасности г. ќдессы.
     II. ÷ель программы ќбеспечить отлов и возвращение на места обитани€ собак из попул€ции потомственных уличных в процессе стерилизации. ѕредлагаема€ методика отлова должна преп€тствовать замещению выбывших по естественным причинам стерилизованных собак нестерилизованными.
     III. «адачи программы
     1. ќрганизаци€ процесса отлова попул€ционных собак в процессе стерилизации в соответствии с основными принципами предлагаемой методики:
     Ј отлов стаи целиком при помощи опекунов;
     Ј направление процесса одновременного отлова по спиральным лини€м, исход€щим из условных центров, на которые разбит город.
     2. ќрганизаци€ возвращени€ животных строго на места их прежнего обитани€ под надзор опекунов.
     ?V.  онцепци€ программы
     ≈динственной разумной альтернативой другим методам борьбы с бесприютными собаками из попул€ции потомственных уличных €вл€етс€ стерилизаци€ с отловом и возвращением их на места прежнего обитани€ по системному принципу.
     4.1. Ёлементы системы, которую предлагает данна€ методика.
     4.1.1. ќсновным объектом работы программы, с которым работа ведетс€ как с единым целым, €вл€етс€ ста€. ¬ частном случае Ђста€ї может состо€ть из одной собаки. —та€ подчин€етс€ законам попул€ционной экологии, имеет свою территорию обитани€, котора€ обеспечивает ее жизнь пищей и укрытием, и только их количеством, согласно основному закону попул€ционной экологии, определ€етс€ число особей в стае. Ќа территорию редко допускаютс€ чужаки и только в том случае, если есть избыток пищи.
     4.1.2.  ажда€ ста€ имеет опекуновЦкормильцев, на работу и сотрудничество с которыми ориентирована программа. ќни знают численность стаи, ее Ђперсональныйї состав и Ђхарактерї собак, что важно дл€ определени€ способов отлова. ћы утверждаем, что в городе существуют буквально единицы безнадзорных стай. — помощью опекунов должна проводитьс€ вс€ подготовительна€ работа перед стерилизацией (дегельминтизаци€, простейшее лечение), отлов на стерилизацию, послеоперационное наблюдение после возвращение стаи на место и контроль эпидемиологического состо€ни€ стаи в дальнейшем. Ёти люди охотно идут на сотрудничество, т.к. именно им приходитс€ возитьс€ с потомством.
     4.1.3.ќсновной документ по учету собачьих стай Ц карточка учета собак, подлежащих стерилизации (прил. 3), несмотр€ на название, карточка может использоватьс€ дл€ учета домашних, клубных и породистых собак.  арта универсальна, так же, как и коды в ней. Ётот документ €вл€етс€ основой дл€ городской (или областной) базы данных и дает возможность организовать учет всех собак в городе и вместе с поисковой системой оперативно решать большинство Ђсобачьихї вопросов.  од собаки, соответствующий тому, которым она клеймитс€ (в том числе и при стерилизации) имеет следующую структуру:
     4.1.4. ƒл€ работы программы необходимы:
     Ј  арта-план города, разбита€ на условные участки стерилизации, с расположением на них собачьих стай и спиральными направл€ющими, указывающими очередность стерилизации (см. прил. 4).
     Ј  омпьютерна€ база данных с программным обеспечением.
     Ј  оординационный центр, осуществл€ющий оперативное руководство процессом (с оперативными бригадами)
     Ј  оординационный совет, осуществл€ющий стратегическое, идеологическое и административное руководство процессом и управление финансами.
     ¬се элементы св€заны в единую систему и только в совокупности способны обеспечить успех дела. Ѕез какого-нибудь из них система может давать сбои.
     4.1.5. ѕостулаты концепции.
     Ј —та€, в которой стерилизованы только самки, распадаетс€ Ц уход€т самцы, а их место занимают нестерилизованные самки, Ђлишниеї с соседних территорий.
     4.2. ћеханизм восстановлени€ численности собачьих стай при изъ€тии отдельных особей
     —обаки, родившиес€ и живущие на улицах (2-€ категори€) на определенной территории, котора€ обеспечивает их жизнь пищей и укрытием, €вл€ютс€ элементом попул€ции. —огласно основному закону попул€ционной экологии, численность особей в такой попул€ции остаетс€ в среднем посто€нной и определ€етс€ количеством жизненных благ (пища, укрытие), которое обеспечивает территори€. “о есть, складываетс€ природное равновесие: Ђколичество благ Ц число животныхї. ≈сли ста€ увеличиваетс€, например, за счет подросших щенков, то пищи, чтобы выжить каждой особи, не хватает. Ѕолее сильные оттесн€ют от нее более слабых, те слабеют ещЄ больше и погибают. ≈сли животных стало меньше равновесного числа (например, из-за случайной гибели под колесами, или отлова Ђбудкойї дл€ убиени€ или стерилизации без возврата на прежнее место), то питание каждой особи в данной стае, при неизменной кормовой базе, улучшаетс€. «а этот счет из помета самки больша€ часть щенков, чем раньше, доживает до взрослого возраста и
     пополн€ет стаю. ≈сли даже в стае вообще не осталось самок и щенков, то таковые придут на Ђизбыточныйї кусок с соседних территорий, где были Ђлишнимиї, обреченными на вымирание. —та€, где производилс€ отлов, восстанавливаетс€. —казанное очень нагл€дно демонстрируетс€ графиком (рис. 1), вз€тым из материалов Ќемецкого и ¬семирного союзов защиты животных:


      роме того, существует компенсационный механизм повышени€ рождаемости, действующий при массовом истреблении животных и др. природные механизмы, которые оттачивались тыс€челети€ми. “о есть природа держит баланс Ђколичество благ Ц число животныхї любыми способами.
     ¬ыпущенные в других районах при бессистемной стерилизации собаки, или погибают, гонимые Ђаборигенамиї от источников пищи на своих территори€х, или, в лучшем случае, пополн€ют другие стаи взамен Ђвыбывшихї там. Ќо в этом случае тоже, как и тогда, когда одиночные стерилизованные были возвращены в прежние Ђихї стаи, с их смертью они замещаютс€ нестерилизованными щенками или Ђлишнимиї с других территорий. —итуаци€ возвращаетс€ к исходной точке до начала бессистемной стерилизации. “а же картина при параллельной работе будки и стерилизации.
     ѕоэтому-то, работа Ђбудкиї, работа при бессистемной стерилизации или УработаФ самоде€тельных уничтожителей собак €вл€етс€ лишь кратковременной иллюзией благополучи€. ћеханизм восстановлени€ численности стай нагл€дно изображен в прил. 1.
     4.3. ѕринципы системной стерилизации.
     ѕоскольку, как показано в предыдущем разделе, при несистемной стерилизации замещение отдельных стерилизованных особей в стае при их естественном исчезновении происходит:
     1. или щенками из этой же стаи
     2. или Ђлишнимиї с соседних территорий,
     то данна€ методика предлагает:
     Х ¬оспреп€тствовать 1-му, стерилизу€ стаю полностью и одновременно в 1-2 последовательных дн€. ќсуществить это можно только с помощью опекунов-кормильцев, которые единственные знают численность стаи и каждую особь в ней Ђв лицої и по характеру. ѕоследнее обусловит подготовку метода отлова каждой конкретной собаки.
     Х ¬оспреп€тствовать 2-му, организу€ процесс стерилизации (с предварительным обследованием) по раскручивающимс€ спиральным лини€м из условных центров условных участков, на которые раздел€етс€ город.
     Х ѕосле стерилизации собачь€ ста€ полностью возвращаетс€ на место прежнего обитани€ под надзор опекунов. Ѕаланс Ђколичество благ Ц количество пищиї не нарушен и нестерилизованные собаки с соседних участков не придут на эту территорию. —обаки эпидемиологически безопасны (привиты при стерилизации), создают гораздо меньше шума из-за отсутстви€ Ђсвадебї и не дают потомства. „ерез 4-5 лет (1/2 срока жизни бесприютной собаки в стае) начинаетс€ их естественна€ значительна€ убыль. «амещение выбывших нестерилизованными невозможно, т.к. вокруг уже стерилизованные стаи. —обаки начнут исчезать с улиц. —хема системной стерилизации представлена в прил.2.
     Х —терилизаци€ должна быть закончена в границах города за 4-5 лет, т.е. процесс стерилизации должен проводитьс€ с определенной интенсивностью. ќценива€ количество бесприютных собак в ќдессе в 60-65 тыс., где дол€ собак (потомственно уличных) 2-й категории 48-52 тыс., интенсивность стерилизации должна составл€ть 650-720 собак в мес€ц.
     Х ѕровести учет собачьи стай и дальнейшую плановую их стерилизацию можно только при наличии картотеки собачьих стай и ее базового документа - Ђ арточки учета собачьих стайї - (прил. 3), а также созданной на этой основе компьютерной базы данных.
     Х ќперативное управление всем процессом стерилизации должно осуществл€тьс€ из одного координационного центра ограниченным числом компетентных лиц (3-4 координатора).
     Х ѕрограмма системной стерилизации должна быть прин€та как общегородской юридический документ, т.к. многие ее технические проблемы могут быть решены только на уровне высшего городского руководства (финансирование из различных источников, проблема обеспечени€ транквилизаторами дл€ отлова и т.д.) ‘инансовые вопросы и вопросы развити€ программы должны решатьс€ специальным координационным советом из представителей властей, экологов и заинтересованных общественных организаций.
     V. ћеханизм реализации системного отлова и возвращени€ на места обитани€ собак из попул€ции потомственных уличных в процессе стерилизации
     1. —тарту плановой системной стерилизации должен предшествовать подготовительный этап, который начинаетс€ сразу же после прин€ти€ программы на общегородском уровне.
     Ќа этом этапе, кроме перечисленных в разделе 4, провод€тс€ следующие меропри€ти€:
     1) — помощью волонтеров зоозащитных организаций и сотрудников сформированных оперативных бригад начинаетс€ вы€вление и регистраци€ собачьих стай и их опекунов, с помощью которых заполн€ютс€ бланки Ђкарточекї в двух экземпл€рах. ќдин экземпл€р остаетс€ на руках опекуна, а второй доставл€етс€ в координационную группу, где из этих документов начинает составл€тьс€ картотека и формироватьс€ электронна€ база данных. ѕроцесс стартует из условных центров условных участков, на которые разделен город, по раскручивающимс€ спиральным лини€м.
     2) —оставл€етс€ карта-план стерилизации (прил. 4). Ќа этих первых карточках может проходить апробаци€ программ автоматизированной системы, обслуживающей стерилизацию.   концу подготовительного этапа, который может продолжатьс€ мес€ца 2-3, учет собачьих стай должен быть произведен на площади 6-7 витков условной спирали. Ќа средних участках спирали, когда стерилизаци€ уже осуществл€етс€ в налаженном режиме, резерв в обследовании должен составл€ть 3-4 витка, а на завершающем этапе Ц 1-2 витка, чтобы за врем€ обследовани€ не произошли в ста€х значительные изменени€.
     2. ¬ оперативном рабочем режиме к моменту отлова все особи в стае должны быть дегельминтизированы, вылечены от кожных и инфекционных заболеваний. ¬се эти манипул€ции должны быть отражены в обоих экземпл€рах карточки и компьютерной базе данных.
     Х Ќакануне дн€ отлова координатор согласует с опекуном возможность отлова его стаи на следующий день. ≈сли в стае все собаки внешне здоровы, а течных самок нет, и сам опекун готов помочь в отлове, карточки откладываютс€ дл€ отлова, а опекун предупреждаетс€, когда будут представители координационного центра и машина. ≈сли намеченный отлов этой стаи не может быть на следующий день осуществлен, он откладываетс€ на необходимое врем€ с пометкой в компьютере и на карточке, а дл€ работы беретс€ соседн€€ ста€ по той же схеме. ќтлов производитс€ с применением комбинированных методов (сам опекун, сети, транквилизаторы, наркоз). ≈сли все же отловить удалось не всех, на следующий день процесс повтор€етс€. «а каждую отловленную собаку представитель координационного центра расписываетс€ в карточке опекуна.
     Х ќтловленные собаки по направлению на обратной стороне карточки доставл€ютс€ по указанному адресу дл€ стерилизации и помещаютс€ в отдельные одну или две вольеры (чтобы избежать контакта и инфицировани€ от других стай). Ќомер вольер заноситс€ в карточку.  арточки в конце дн€ доставл€ютс€ в координационную группу. ‘акты стерилизации, эвтаназии, смерти также наход€т свое отражение в карточке, а по двум последним дополнительно составл€етс€ еще соответствующий акт. ѕосле передержки и сн€ти€ швов ста€ в полном составе возвращаетс€ на место прежнего обитани€, оп€ть-таки по предварительной договоренности координатора с опекуном. ¬ольера, в которой содержалась ста€, дезинфицируетс€ и готова прин€ть следующую стаю. ѕосле доставки стаи на место, опекун расписываетс€ за каждую собаку в карточке координационного центра и наоборот. ќб умерших и усыпленных предъ€вл€етс€ копи€ акта. ≈сли собаки доставлены не все, а объ€сн€ющих этот факт документов нет, опекун обращаетс€ по телефону или личн
     о в координационный центр. ѕо факту проводитс€ служебное расследование.
     Х ќпекун предупреждаетс€, что в случае неблагополучи€ среди стерилизованных животных, их болезни или гибели, а также, если прибьетс€ нестерилизованное животное, он должен сообщить об этом по телефону или лично в координационный центр. “аким образом, будет налажено наблюдение за всеми простерилизованными собаками вплоть до их вымирани€ и исчезновени€. Ќаселение должно быть проинформировано обо всем этом.
     V?. ‘инансовый расчет затрат на реализацию подпрограммы системного отлова и возвращени€ на места обитани€ собак из попул€ции потомственных уличных в процессе стерилизации
     Ќа реализацию подпрограммы предположительно необходим срок от 4 до 6 лет
     Ќачальные затраты состав€т ~ 213 000 грн.
     ≈жемес€чные затраты состав€т ~ 32 930 грн
     ≈жемес€чные текущие затраты на реализацию программы при условии финансировани€ работ в центре стерилизации иностранным спонсором не превышают расходов на службу отлова в насто€щее врем€.
     ѕредседатель ќ√ќќ«∆ “.ј. ¬олошина
     —екретарь ћ.√. ћарсакова
     ѕриложени€
     ѕриложение 1. —хема механизма восстановлени€ численности собачьих стай при бессистемной стерилизации


     Ќа схеме показано, как восстанавливаетс€ численность нестерилизованных собак в стае в случае несистемной стерилизации или отлова и уничтожени€.
      ажда€ территори€ располагает определЄнным количеством жизненных благ, т.е. может доставить достаточное количество пищи и укрытий дл€ строго ограниченного числа животных.
      усочки хлеба на схеме символизируют количество жизненных благ на данной территории.
     ѕо этой схеме стерилизуютс€ (или уничтожаютс€) лишь некоторые собаки из стаи (D-F). ≈сли эти собаки не возвращаютс€ на прежнее место, они будут замещены щенками из той же стаи или Ђлишнимиї щенками с соседней территории: N замен€ет D, а H Ч E. ƒаже если стерилизованные собаки возвращаютс€ на прежнее место или в какую-нибудь иную стаю, они после смерти будут замещены нестерилизованными: нестерилизованный X замещает D, а нестерилизованный J (или N) Ч F. Ётот процесс возможен, так как нестерилизованные особи соседствуют со стерилизованными.


     ѕриложение 2. —хема системной стерилизации
     —терилизаци€ в этом случае проводитс€ по спирали из условных центров, участков города с определЄнной интенсивностью, рассчитанной так, чтобы процесс стерилизации был полностью завершЄн в течение 5-6 лет (половина жизни бесприютной собаки в стае).
     ѕри системной стерилизации стаи отлавливаютс€ и стерилизуютс€ полностью и одновременно. “акой отлов возможен только с помощью опекунов-кормильцев, знающих всех особей в стае и пользующихс€ доверием со стороны собак. ѕосле стерилизации ста€ целиком возвращаетс€ на прежнее место под наблюдение и ответственность опекуна. ¬озвращЄнна€ ста€ не распадаетс€, эпидемиологически безопасна, находитс€ под наблюдением, а баланс Ђколичество пищи Ц число животныхї не нарушаетс€. —та€ менее агрессивна, не создаЄт шума, сопутствующего Ђсвадьбамї и не производит потомства.  огда через 5-6 лет начинаетс€ естественна€ значительна€ убыль собак в стае, то замена выбывших особей нестерилизованными с соседних территорий невозможна, т.к. вокруг соседние стаи.
     ѕриложение 3.  арточка учета собак, подлежащих стерилизации


     ѕриложение 4.  арта ќдессы с предполагаемыми участками проведени€ стерилизации

¬озврат на главную страницу сайта