ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ЗООЗАЩИТЫ • В РОССИИ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ЖИВОТНЫХ В ДЕНЬ ПОГИБАЮТ ОТ БРОДЯЧИХ СОБАК • В ОТЛИЧИИ ОТ ХИЩНИКОВ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ, СОБАКИ НЕ ПРОСТО ОХОТЯТСЯ, А ИМЕННО ИСТРЕБЛЯЮТ ЖИВОТНЫХ, ДЕЛАЯ ЭТО НЕ ДЛЯ ПРОПИТАНИЯ • В ОТЛИЧИИ ОТ ВОЛКОВ ИЛИ ТИГРОВ, СОБАКИ НЕ УБИВАЮТ ЖЕРТВУ БЫСТРО, А ИМЕННО МУЧАЮТ ЕЕ, ЧАСТО ОСТАВЛЯЯ ЕЩЕ ЖИВОЙ НА ДОЛГУЮ И МУЧИТЕЛЬНУЮ СМЕРТЬ • • С СЕРЕДИНЫ 1990-Х ГОДОВ В РОССИИ ПОД ВИДОМ ГУМАННЫХ ПРОГРАММ ПРОВОДЯТСЯ МОШЕННИЧЕСКИЕ КОРРУПЦИОННЫЕ СХЕМЫ, ИСКУССТВЕННО СОЗДАЮЩИЕ ПРОБЛЕМУ БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ, ТАКИЕ КАК СТЕРИЛИЗАЦИЯ БРОДЯЧИХ СОБАК С ВЫПУСКОМ НА МЕСТА ОБИТАНИЯ ИЛИ СОДЕРЖАНИЕ ИХ В ПРИЮТАХ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЧЕТ • | ||||||||
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | НОВОСТИ | ИСТРЕБЛЕНИЕ БРОДЯЧИМИ СОБАКАМИ ФАУНЫ | ИСТРЕБЛЕНИЕ БРОДЯЧИМИ СОБАКАМИ КОШЕК | ГИБЕЛЬ ЛЮДЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ НАПАДЕНИЯ БРОДЯЧИХ СОБАК | ЗООЭКСТРЕМИСТЫ, ПСЕВДОЗООЗАЩИТНИКИ, БИОЛОГИ-ФАЛЬСИФИКАТОРЫ | | СПАСЕНИЕ ЖИВОТНЫХ | КОНТАКТЫ |
Антигололедные регенты, которыми дворники посыпают московские улицы, очень токсичны. Внешне они похожи на перловую крупу, которой обычно кормят голубей. В оттепель реагенты отравляют воду в лужах. Птицы чаще всего ждут подкормки на дорожках, то есть, как раз там, где рассыпают реагент. В результате птицы неизбежно получают отравления и погибают. Мы ежедневно кормим птиц и не раз видели, как они мучаются. Подбираем и пытаемся спасать. У них идет кровь из клюва. Между тем в развитых странах реагенты не применяются из-за их вреда. Вместо этого там используют более совершенные технологии или просто платят дворникам за уборку снега и посыпают улицы обычным песком. Использование реагентов - экологическое преступление.
Пищевые реагенты Согласно постановлению правительства Москвы №570-ПП, в городе могут использоваться три типа противогололедных реагентов: реагенты жидкого, твердого и смешанного типов. Как правило, твердые реагенты на основе технической соли и хлористого кальция могут применяться при температуре воздуха до -12ºC, а вот жидкие (например, растворы солей кальция и натрия) рекомендуется использовать до -5ºC, так как иначе они просто-напросто замерзнут и создадут на дорогах дополнительный слой льда. Самые распространенные твердые реагенты, которыми в России посыпают дороги, — это хлорид натрия и хлорид кальция (NaCl и CaCl2). Жидкие реагенты — это растворы твердых, а комбинированные — смесь химикатов с так называемой фрикционной частью (например, щебнем или мраморной крошкой). Хлорид натрия — это обычная поваренная соль, которую все мы употребляем в пищу. На улицах используется хлорид натрия с низкой степенью очистки, который может содержать примеси песка или других солей — так называемая техническая соль. Хлорид кальция — это кальциевая соль соляной кислоты, зарегистрированная как пищевая добавка Е509. Эта добавка применяется для консервирования овощей и фруктов, для смягчения мяса, используется при ферментации молочных продуктов (например, при производстве творога). Коктейль из химикатов Несмотря на кажущуюся безопасность, хлориды натрия и кальция все-таки оказывают негативное влияние на состояние обуви, автомобилей, дорожного покрытия, а также на здоровье. Происходит это в первую очередь потому, что на дорогах они смешиваются с другими веществами, источниками которых является целый ряд факторов. Во-первых, автомобильные покрышки выделяют значительное число химических компонентов (например, углерода или серы), кроме того, в результате трения от них отделяются мелкие каучуковые частицы, которые смешиваются с хлоридами солей натрия и кальция. Во-вторых, днища автомобилей обрабатываются антикоррозийными покрытиями, которые также вступают в химическую реакцию с антигололедными реагентами. Еще одним источником дополнительных химикатов служат жидкости для омывания автомобильных стекол, часть которых попадает на дорогу. Четвертым источником компонентов для химического «коктейля» является само дорожное покрытие. Кроме того, сам реагент — хлорид кальция или хлорид натрия — не используется в чистом виде. Хлорид служит основой реагента, к которой добавляется песок или гранитная крошка, кроме того, компоненты реагентов могут содержать примеси (магний, медь, кобальт, свинец, мышьяк, ртуть, молибден). Нетрудно представить, какая гремучая смесь веществ, вступающих в активные химические реакции между собой, попадает в почву, на нашу обувь, лапы домашних животных, а также растущие в городе растения. Почва, обувь, лапы Как сообщается в отчете «Оценка эколого-геологических последствий применения противогололедных реагентов в городе Москве», подготовленном сотрудниками геологического факультета МГУ, проникание смеси реагентов с прочими веществами в почву приводит к ее засолению и увеличению их электропроводности. В результате «в грунтах на территории города увеличивается интенсивность миграции блуждающих электрических токов, проникающих в геологическую среду при утечках из кабельных и иных электрических сетей». Это усиливает коррозию металлов (трубопроводов, свай домов, металлической арматуры), что может привести к порче объектов подземных коммуникаций и зданий. Что касается почвы, то ее структура под действием хлоридов уплотняется — ее частицы слепляются друг с другом, и возникает своеобразная «соляная корка». Это угрожает жизни почвенных микро- и макроорганизмов (червей, грибов, низших растений) и приводит к общей деградации почвы. Не менее серьезное воздействие химикаты оказывают и на нашу обувь. Ее кожа пропитывается раствором реагентов, затем высыхает, и ее волокна покрываются слоем солей. В результате этого кожа становится ломкой, начинает пропускать воду. Совсем спасти обувь от порчи не получится, но снизить влияние реагентов можно. Для этого нужно обрабатывать обувь водоотталкивающими средствами и тщательно мыть ее после возвращения домой. Лапы домашних животных страдают от реагентов не меньше: кожа становится раздраженной, воспаляется, эпидермис постепенно разрушается. Поэтому хозяевам собак стоит обратить особое внимание на тщательное мытье лап питомца после прогулки и, возможно, подумать о приобретении специальной обуви для животных. До Европы далеко Химические реагенты для борьбы со льдом на дорогах используются не только в России — в США и Канаде дороги посыпают хлоридом магния. Однако помимо агрессивных химических соединений можно использовать и другие методы борьбы со льдом: так, в Австрии, Финляндии или Швеции наряду с химикатами используется фрикционный метод: дороги посыпаются песком или каменной крошкой. Плюс этого способа в том, что никаких химических реакций не происходит, а минус заключается в недолговечности такого покрытия. Песок и крошка сдуваются с дорог ветром, разносятся колесами машин и ногами пешеходов, а также царапают обувь. В Швеции применяется и еще один непривычный для нас метод, названный в честь исследователя Торгейра Ваа. Ученый выяснил: если мелкий песок смешать с горячей (90–95ºC) водой в пропорции 7 к 3 и затем разбрызгивать эту смесь на снег и лед, то песчинки будут «вплавляться» в лед, тем самым делая поверхность шероховатой. Песок при этом не сдувается ветром, а сцепление автомобильных колес и обуви пешеходов с поверхностью увеличивается. Такой обработки хватает примерно на неделю (даже при достаточно интенсивном движении), затем ее необходимо повторять. В Норвегии пошли еще дальше — там строят автомобильные трассы с подогревом. Такой радикальный (и дорогой) метод позволяет вообще забыть о снеге и льде на дорогах. Япония также не использует для борьбы со льдом никаких средств, в том числе и теплых дорог. Японцы пошли по одному из самых простых путей — они просто-напросто чистят дороги. Для этой страны характерные мощные и непродолжительные снегопады, поэтому такое решение проблемы вполне эффективно.
Не сыпьте соль на трассу. С 12 января, когда в Санкт-Петербурге прошел сильный снегопад, городские власти «приняли непростое решение — максимально снизить использование противогололедных материалов во время снегопадов». Об этом сообщили в комитете по благоустройству Северной столицы. Вместо обработки дорог реагентами коммунальщики делают «основной упор на прометание и вывоз снега с дорог и тротуаров. Только опасные скользкие участки посыпаются песко-соляной смесью с содержанием соли 5–10%». Там, где позволяет система водоотведения, используется гранитная крошка, а от соли в чистом виде в этом году решено отказаться вовсе. «Это требует больше затрат и усилий, ведь растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но такой подход приводит к лучшим результатам: на дорогах нет грязных луж и жижи, не страдают люди, автомобили, домашние животные и уличные растения. Как в случае со всяким нововведением, нам предстоит доказать пользу и эффективность новой тактики уборки снега, преодолеть внутреннюю и внешнюю инерцию. Поэтому для нас так важно получить одобрение горожан: обладая этой поддержкой, мы с двойным усилием будем работать дальше, улучшая технологию и исправляя недостатки, которых, понимаем сами, остается немало», — сообщили в комитете. В положительных откликах у ведомства недостатка нет. «В центре в кои-то веки чисто и приятно ходить, на улицах стало светлее. Прямо как в Хельсинки или Таллине! Даже машины стали ездить как-то спокойнее, словно в финской столице, и в городе стало тише», — пишут в ЖЖ-сообществе spb_ru. В соцсетях благодарят за «чистый белый город», «скрипящий, а не хлюпающий под ногами снег», «возможность возить детей по улицам на санках». В социальных сетях устроили голосование для петербуржцев: «Как вы относитесь к тому, что при уборке снега перестали использовать соль?» Из 22 тыс. проголосовавших на 18 января 59,9% автомобилистов выбрали вариант «очень доволен, что не используется соль: чистая машина, чистые стекла, хорошая видимость», и 31,8% пешеходов проголосовали за вариант «очень рад белому снегу и чистой обуви. Не надо солить, надо расчищать». 5,9% водителей пожаловались на то, что им скользко тормозить, и 2,4% пешеходов выбрали вариант «лучше соль и грязь, чем ломать руки-ноги на льду». С начала эксперимента число ДТП с жертвами в Санкт-Петербурге снизилось на 40%, сообщают в управлении ГИБДД по городу и Ленинградской области. «Автомобилисты едут намного аккуратнее, автоматически переходят на зимний стиль вождения: скорость ниже, по сторонам смотрят. И пешеходы ходят медленнее, — пояснил «Газете.Ru» координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — А если применяются реагенты, то возникает иллюзия, что зимой и летом дороги одинаковы, отсюда много ДТП. Вообще же можно поспорить, что опаснее: ехать по КАД по белому накату, присыпанному снежком, или по МКАД с постоянно залитым грязью лобовым стеклом». Между тем опытом Санкт-Петербурга заинтересовались за границей. Представители Рижской думы отправятся в Петербург изучать результаты эксперимента, написал в своем фейсбуке мэр Риги Нил Ушаков. «Уборка снега без реагентов подходит таким странам, как Финляндия. Там снег по ходу всей зимы не тает, так как стабильно держится минусовая температура. Это же позволяет им использовать гранитную крошку. В Риге температура спокойно в течение нескольких дней может несколько раз смениться с –5 на +3. В результате получается неизбежная каша и лед. В этой ситуации использование реагентов неизбежно. Крошку использовать нельзя. Потому что если наступит резкая оттепель (что для Риги норма), то из крошки получится эффект кожуры от банана. Но в Санкт-Петербурге погодные условия схожи с рижскими. Поэтому посмотрим на удачи и неудачи их эксперимента. И возможно, уже в этом сезоне выберем один район в городе, где попробуем тоже в качестве эксперимента подход без реагентов», — пишет рижский мэр. Москва, судя по всему, не торопится и изучит опыт Петербурга уже после того, как завершится зимний сезон и будут ясны его итоги для Северной столицы. «Надо посмотреть, какие результаты будут достигнуты в Петербурге, — сообщил «Газете.Ru» председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов. — Но решение, менять ли технологию уборки, пусть даже в рамках эксперимента на одной-двух улицах, должны принимать специалисты: департамент ЖКХ, префектуры, ГБУ «Автомобильные дороги». Надо учитывать в случае каждого города не только количество выпавшего снега, но и состояние улично-дорожной сети, особенности паркования, количество машин в городе, а не слепо копировать чужой опыт». Однако, по мнению Орлова, Москва вряд ли полностью откажется от применения реагентов: «Они соответствуют всем санитарным и экологическим нормам. У нас больше транспорта, чем в Петербурге, и без реагентов город просто встанет». Снег зимой — это нормально, напомнил депутат, добавив, что столичные коммунальщики в этом году оказались готовы к непогоде. «Техники достаточно, кадров хватает, реагенты есть, все мощности выводятся на улицы, в том числе и в ночное время, — отметил он. — Единственное нарушение регламента уборки снега — что тот объем, который полагается убирать за неделю, у нас убирают за три дня». Кроме того, Москва перестала заключать годовые контракты на поставку реагентов и перешла на трехлетние соглашения. Соответственно, пока реагенты не кончатся, от них отказываться, скорее всего, не начнут. Тем не менее проблемы от реагентов в столице есть, и существенные. Более того, проблема, мягко говоря, не новая: «Московский вестник» еще в 1868 году писал, что применяемая соль влияет на копыта лошадей и надо что-то решать. «Есть версия, что питерские власти просто экономят на реагентах в кризис, но даже если так, то я завидую жителям этого города, — говорит Шкуматов. — Говорят, что появляется колоссальный негативный эффект от пробок, если не пользоваться реагентами. Но кто считал негативный эффект от того, что 20 млн человек несколько месяцев вынуждены жить в грязи?» По словам Шкуматова, в Москве требуется изменить подход к зимней уборке. «Сейчас снег просто топят солью, так проще, чем убирать, вывозить, складировать. Но можно просто использовать малую механизированную технику, а не устаревшие лопаты. Можно, как в Риге, делать в дни снегопадов бесплатный проезд на общественном транспорте для автомобилистов. Можно не эвакуировать машины в снежные дни на штрафстоянку, а помогать им откапываться и перемещать на уже расчищенные участки дорог. Песок с солью использовать можно, но только в автоматизированной уборке и в минимальных количествах», — перечислил эксперт. Отметим, что в Москве и Петербурге используются разные по составу реагенты. Песко-соляную смесь, которую используют в Санкт-Петербурге сейчас, перестали применять в Москве, кроме МКАД, в 1992 году. Потом город перешел на натрий хлор, который крайне негативно влиял на растительность, а в 2002/03 году отказались и от него, рассказал доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Никита Борисюк. Столица перешла на кальциевые, магниевые хлориды и ацетаты. Из-за них три округа (ЗАО, СЗАО и Зеленоград) начали вонять нашатырем. Сейчас в городе используются твердые реагенты на основе карбоната кальция, мраморного щебня, формиатов натрия, солей муравьиной кислоты. Несколько лет назад применялась гранитная крошка, которая тверже мраморной, но ее использование минимизировали, потому что животные стали сильно ранить лапы. Гранитный щебень сейчас разрешено сыпать только при очень низких температурах. При небольшом снеге и относительно теплой погоде (от 0 до –10 °С) разрешено в ограниченных объемах применять жидкие реагенты. При этом реагенты в Москве используются в течение всей зимы, тогда как во многих городах Северной Европы это запрещено. Например, в Хельсинки дороги не посыпают химикатами, если на улице температура выше –7 °С, потому что в этом случае снег не примерзает к земле и его можно легко убрать без реагентов. Сначала там чистят тротуары, потом — проезжую часть, на тротуарах используют в основном каменную крошку вместе с солью, а на дорогах — преимущественно соль. «Соль — единственный способ обеспечения безопасного движения зимой без огромных затрат», — приводит Ушаков ответ Хельсинкского самоуправления. «В зимний период, когда преобладают отрицательные температуры или возникает гололед, избавиться от скользкости без применения реагентов невозможно, — говорил замруководителя департамента ЖКХ Владимир Ефимов в феврале прошлого года. — Можно рассматривать вопрос ужесточения контроля за соблюдением норм, например, во дворах. Но полностью запретить применять реагенты, по моему мнению и по мнению департамента, невозможно. Скользкость на покрытии тротуаров будет приводить к травмам. А это, на мой взгляд, более серьезная проблема, чем то, что реагенты якобы испускают какие-то вредные вещества, которые вредно влияют на здоровье. Состав реагентов таков, что там нечему испаряться». Любопытно, что, как уверяют столичные власти, на порчу обуви жалобы прекратились. По словам Ефимова, «жалоб было много в период, когда применялся хлористый кальций в чистом виде, так как это активное воздействующее на коллаген кожи, на обувь химическое вещество. Но когда состав реагентов изменился, исчезли и жалобы практически полностью». Большинство жалоб москвичей, по словам Ефимова, относится к несоблюдению технологии зимней уборки. По всем регламентам положено сначала удалить снег с тротуара, а потом аккуратно и равномерно высыпать реагент на наледь, которую никак не удается отковырять, после чего удалить расплавленный лед со всей химией. В то же время исследования токсичности реагентов (в частности, хлорида кальция модифицированного) показали, что он относится к 4-му классу опасности. «Он обладает слабо раздражающим действием, но не оказывает токсического воздействия на человека, не проникает через кожу. Нужно соблюдать норму в использовании жидких и твердых реагентов», — резюмировал заместитель гендиректора ОАО «МосводоканалНИИпроект» (институт разработал московскую схему снегоудаления) Олег Примин. Узнать, что думают о питерском опыте московские коммунальщики, на момент подготовки материала не удалось. |
Центр правовой зоозащиты в социальных сетях