Информационное письмо
работникам жилищно-коммунальных служб
(текст был составлен в 2002 году, и в 2003 г. в него вносились изменения)
В связи с тем, что за последние два года в Москве участились случаи заделывания всех продухов в цоколях жилых домов (наглухо, сеткой или решёткой), сообщаем, что это заделывание недопустимо проводить без оставления нескольких небольших открытых отверстий, так как подвал любого жилого дома является местом укрытия или обитания бездомных кошек, которых нельзя лишать свободного доступа в подвал и наружу. В случаях замуровывания (зарешечивания, засечивания, а также застекления) всех продухов, часть кошек остаются внутри заживо замурованными без пищи и воды, и подвергаются долгой мучительной смерти, а остальные лишаются своего места укрытия и с большой вероятностью также погибают, особенно зимой. Указанные действия являются фактами жестокого обращения с животными ("Жестокое обращение может состоять в лишении животного пищи". Комментарий к статье 245 УК(1)). Если это происходит на глазах у опекунов кошек, которым эти животные дороги как дети, и других сочувствующих людей (или если они слышат крики этих животных), то в этом случае происходит унижающее человеческое достоинство обращение с гражданами, вынужденными наблюдать страдания животных. Это является нарушением статьи 21 Конституции РФ, а также статьи 5 "Всеобщей декларации прав человека ООН" и статьи 3 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод Совета Европы"(*). Кроме того, нарушается право граждан на благотворительную деятельность: забота о бездомных животных является объектом прав и законных интересов граждан, и охраняется Федеральным Законом № 135-ФЗ от 11.08.95 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и Законом г. Москвы № 11-46 ЗМ от 05.07.95 "О благотворительной деятельности", так как в этих законах защита животных и помощь животным, оставшимся без хозяев, признаны благотворительной деятельностью. В частности, в статье 18 Закона 135-ФЗ указано: "Гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством РФ прав и законных интересов граждан и юридических лиц - участников благотворительной деятельности. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ." За нарушения прав и законных интересов граждан может наступить ответственность по статьям 136 УК "Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина" и 286 УК "Превышение должностных полномочий" и другим.
Поэтому, любые приказы, распоряжения, инструкции или нормативные акты, предписывающие заделывать продухи в подвалы без оставления отверстий для кошек в большинстве случаев (так как кошки могут находиться в подвалах повсеместно) нарушают требования уголовного закона. ("Преступность приказа или распоряжения означает их несоответствие требованиям уголовного закона." Комментарий к статье 42 УК(1)). В статье 25 УК в ч.1 указано: "Преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом", и в ч.3 говорится: "Преступление признаётся совершённым с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично." Далее, в статье 42 УК в ч.2 сказано: "Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несёт уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность". Из вышеизложенного следует, что если работники жилищно-экплуатационной службы, выполняя инструкцию по заделыванию всех продухов в цоколе, не оставляют при этом отверстия для доступа кошек в подвал и не реагируют на просьбы опекунов о спасении этих кошек, то их действия с большой вероятностью могут оказаться уголовно наказуемыми. В связи с тем, что отловить всех кошек из подвала, с гарантией, что ни одной кошки или котёнка в подвале не останется, практически невозможно даже специалистам по отлову, а также учитывая, что лишение кошек подвала, то есть места их укрытия от холода и от собак, является также жестоким обращением, единственным разумным и законным решением данной проблемы является оставление вышеупомянутых отверстий для доступа кошек в подвал.
Опекуны кошек или другие граждане, наблюдающие страдания животных, имеют право собственноручно проделать вышеуказанные отверстия, если это доступно и физически им под силу, и их действия по спасению кошек будут законными, во-первых, на основании статей 39 УК "Крайняя необходимость" и 41 УК "Обоснованный риск", так как ущерб, причинённый собственноручным проделыванием отверстия в продухе, оправдан достижением общественно полезной цели, в интересах, охраняемых уголовным законом (статья 245 УК "Жестокое обращение с животными"), и данная цель не могла быть достигнута никакими другими средствами, так как промедление могло привести к гибели животных. Во-вторых, на основании статей 12 ГК "О способах защиты гражданских прав" и 14 ГК "Самозащита гражданских прав" опекуны и граждане, причиняя минимальный ущерб, защищают свои конституционные права, а также свои законные права и интересы (см. выше).
Пояснения: (*) Унижение достоинства и нарушение прав опекунов кошек выражается в следующем. Если человек заботится о своих детях, то эта забота признаётся и охраняется государством (статья 38 Конституции РФ). Например, нельзя без особых причин отобрать детей и лишить материнства или отцовства. Но другой человек - опекун кошек, исходя из высокогуманных побуждений справедливо(!) (см. на обороте) заботится об обездоленных несчастных живых существах. Замуровывая подвалы, власти не просто лишают опекуна права заботиться, отнимают у него объект заботы, и лишают кошек этой заботы именно в тот момент, когда они в ней нуждаются, но при этом ещё глумятся над этой заботой и над опекуном, подвергая объект его заботы - кошек мученическому уничтожению на глазах у опекуна, тем самым унижая его достоинство. По Конституции РФ, Всеобщей декларации ООН, Конвенции Совета Европы все равны в своих правах. Для кого-то значима забота о детях как существах, нуждающихся в помощи, а для кого-то на этом месте стоит забота об обездоленных животных. Если не признаётся право на заботу о бездомных животных, то нарушается равенство прав граждан. Суть мотивов этой заботы абсолютно лишена личной выгоды (которая присутствует в случае заботы о детях и семье) и эта суть есть служение вселенскому человеческому долгу помогать самым нуждающимся в помощи живым существам. Эти люди понимают, что обездоленным животным ещё тяжелее, чем детям, так как их защитить некому.
О массовом уничтожении в подвалах Москвы бездомных опекаемых людьми кошек, на глазах их опекунов, и таким образом, об унижающем человеческое достоинство обращении и нарушении прав и законных интересов опекунов кошек поданы соответствующие заявления в Комиссии по правам человека ООН и Совета Европы, а также в Генеральную Прокуратуру РФ.
По официальной статистике кошки в нашей стране являются самыми популярными и распространёнными домашними животными и имеются практически в каждой третьей российской семье. (Во всех регионах России семей, содержащих кошек примерно в 2 раза больше, чем семей, содержащих собак). И своей домашней кошке никакой владелец не пожелает участи быть замурованной в подвале заживо. Издевательства над такими же кошками, только брошенными, потерянными, и обездоленными, наше общество наблюдает равнодушно, и жестокое уничтожение кошек осуществляется только ради выполнения должностных инструкций жилищно-эксплуатационных служб. Это говорит о том, что нашему государству придётся сделать ещё много, чтобы осмелиться называть себя цивилизованным. Выполнение морально-устаревших инструкций не может быть важнее, чем соблюдение общепринятых на сегодняшний день в мире норм морали и нравственности, обязательных для цивилизованного государства, где эти нормы имеют высший приоритет, и под них разрабатываются инструкции, а не наоборот. Прогресс институтов правозащиты в мире идёт в сторону стимулирования общественно-значимых интересов высокой морали, гуманности, нравственности, добра, благотворительности и их преобладанием над личными, эгоистическими, праздными мотивами людей, что выражается в том, что растёт внимание в мире к вопросам защиты животных. Забота о бездомных животных в нашей стране является жертвой наиболее сознательной части населения страны, нравственным подвигом и идейным выполнением человеческого долга. Это тяжёлый безвозмездный труд, связанный с полной материальной и моральной самоотдачей человека, в результате теряющего большинство перспектив, обещанных и достигнутых социальных благ, которые имеют люди, идущие надёжной проторенной дорогой получения личной (семейной) выгоды и устойчивого роста своего благосостояния.
Ссылка: (1)"Комментарий к УК РФ" под ред. Предс. Верх. Суда РФ В.М. Лебедева, и проф., д.ю.н. Ю.И. Скуратова, Москва, 2002, "Норма".
С уважением,
директор АНО "Благотворительное Общество опеки бездомных животных", г. Москва
Ильинский Е.А.
Приложение I. Нарушение строительных норм.
При заделывании "наглухо" всех (или большинства) продухов в подвале, нарушаются нормы не только вентиляции подвала, но и вентиляции всего дома, так как во многих жилых домах работает только система вентиляции с естественным побуждением, при которой вентиляционная шахта вытяжки начинается из подвала и проходит вертикально до кровли. Если подвал закрыт наглухо, то тяга в такой системе вентиляции падает практически до нуля, а параметры воздухообмена в квартирах дома уменьшаются в несколько раз. В зимнее время, когда окна и форточки плотно закрыты, эта ситуация ещё более ухудшается. Причём, в ванной и туалете вентиляция из-за этого практически отсутствует, что может привести к трагическим последствиям при нахождении в санузле людей с сердечно-сосудистыми и лёгочными заболеваниями. Ведь во время мытья человек, особенно пожилой, вынужден находиться в ванной в среднем не менее часа, практически без воздуха!
Если продухи наглухо закрыты, нарушаются строительные нормы и правила Госстроя России СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания", согласно которым в пункте 1.47 говорится : "В наружных стенах подвалов и технических подполий, не имеющих вытяжной вентиляции, следует предусмотреть продухи общей площадью не менее 1/400 площади пола технического подполья, подвала, равномерно расположенные по периметру наружных стен. Площадь одного продуха должна быть не менее 0,05 м2." Действующее сейчас Распоряжение Правительства Москвы № 640-РП от 18.06.98 "О мерах по улучшению содержания чердачных и подвальных помещений жилых домов в свете реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства", критикуя недостатки в работе, указывает, что "подвальные помещения многих жилых домов эксплуатируются с грубыми нарушениями действующих норм и правил", в том числе из-за того, что "в подвалах не обеспечивается их вентиляция", и что "указанные недостатки приводят к нарушению эксплуатационных качеств конструктивных элементов здания, выходу их из строя, возникновению пожаров". В приведённом в этом документе нормативе Москвы по эксплуатации жилищного фонда ЖНМ-98-01/10 "Содержание подвальных помещений жилых домов" говорится: "п.3.3 Подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее чем однократного воздухообмена". При заделывании продухов наглухо, помимо вышеперечисленных нормативных документов также нарушаются Московские городские строительные нормы МГСН № 3.01-01 "Жилые здания", введённые Постановлением Правительства Москвы № 894-ПП от 02.10.2001, согласно которым в главе "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" указано"5.32 В наружных стенах технических подполий и подвального этажа следует предусматривать продухи площадью не менее 0,04 м2 каждый. Общая площадь продухов должна обеспечивать не менее чем 0,5-кратный обмен воздуха в час." За нарушения строительных норм в КоАП предусмотрена статья 9.4 "Нарушение требований нормативных документов в области строительства".
С другой стороны, в Федеральном Законе № 196-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.12.2001, в статье 23 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилищам" указано: "п.1 Жилые помещения по площади, планировке, освещённости, инсоляции, микроклимату, воздухообме-ну, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать са-нитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока". Таким образом, если при заделывании продухов в подвалы нарушаются нормы воздухообме-на жилых помещений, то это ведёт к нарушению данного Закона № 196-ФЗ. За это может наступить ответственность в соответствии с КоАП по статьям 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения", 6.4 "Нарушение санитарно-эпидемиоло-гических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта", и в соответствии с УК РФ по статье 236 "Нарушение санитарно-эпидемиологических правил". Кроме того, в жилищном кодексе РСФСР от 24.06.1983 (ред. от 01.10.2002) в разделе V "Ответственность за нарушение жилищного законодательства", в статье 154 "Ответственность за ненадлежащее использование жилищного фонда и другие нарушения жилищного законодательства" говорится : "Лица, виновные в нарушении правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, в бесхозяйственном их содержании, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством". КоАП на этот счёт имеет статьи: 7.22 "Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и(или) жилых помещений ", 7.23 "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами". В УК РФ предусмотрены статьи 2151 "Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения", 2152 "Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения".
В результате отсутствия требуемой вентиляции в подвале происходит преждевременный износ стен и оборудования здания, а также увеличивается вероятность взрывов, отравлений и иных последствий из-за скопления подземных, болотных и других газов (что подтвердила нашей организации Служба Спасения при МЧС). Отсутствие вентиляции и парниковый эффект вызывает гнилостные процессы, бурный рост плесени, распространение блох, а также бронхо-лёгочные и другие заболевания у жильцов. При этом создаётся реальная угроза здоровью самих работников ЖЭКа (слесарей и дворников), вынужденных заходить в подвал. Повышенная влажность приводит к опасности возникновения пожара из-за замыканий электропроводки в подвале. В связи с возможностью причинения серьёзного (см. на обороте) вреда вследствие заделывания продухов в подвалы очевидна необходимость информирования органов прокуратуры об этих фактах. К тому же, вышеназванный ненормативный способ утепления подвала, вероятно, позволяет кому-то сэкономить на топливе. Кроме того, нам известны случаи, когда с помощью замуровывания продухов ДЕЗами и ЖЭКами укрывались такие нарушения эксплуатации зданий, как содержание труб в подвале без необходимой обмотки, которые могли лопнуть от мороза.
Во многих случаях работники жилищно-эксплуатационных служб, а иногда даже и участковые уполномоченные(!), пытаясь оправдать указанные незаконные действия, ссылаются на якобы существующие предписания заделывать продухи в подвалах жилых домов в целях борьбы с терроризмом. Это является дезинформацией, исходящей от должностных лиц. В ГУВД Москвы, конкретно в Управлении по обеспечению деятельности участковых уполномоченных и ПДН, сотрудник в должности нач. отдела нам официально и компетентно заявил, что ни письменного ни устного распоряжения или приказа по заделыванию продухов в подвалы жилых домов не существует. Ежегодные программы Правительства Москвы по борьбе с преступностью за последние 6 лет, изложенные в Постановлениях: №№ 1044-РМ от 31.12.97, 1304-РМ от 28.12.98, 1268-РП от 28.12.99, 1273-РП от 28.12.2000, 548-РП от 25.12.2001, 88-ПП от 18.02.2003, в том числе в статьях, включающих проведение антитеррористических мероприятий, не предписывают заделывание продухов в подвалы жилых домов, тем более с нарушением нормативной вентиляции. В отделе содержания жилищного фонда УЖКХиБ, а также в Мосжилинспекции нам сообщили, что вышеуказанное глухое заделывание продухов является незаконным и за это должностные лица понесут ответственность. Зачастую, работники жилищно-эксплуатационных служб пытаются оправдать свои действия и другими вымышленными и необъективными обстоятельствами, при этом ни слова не упоминая о том, что заделывание продухов уменьшает воздухообмен в квартирах и тем самым наносит вред здоровью(!). Перечисленные действия нарушают ч.3 статьи 41 и статью 42 Конституции РФ, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, и право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, за что может наступить ответственность в соответствии с УК РФ по статье 237 "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей". (Здесь также нарушается статья 19 "Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье" Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993. Комментарий к статье 237 УК(1)).
Приложение II. Обязанности и права милиции по экстренному спасению кошек.
Согласно ст.137 ГК, животные являются имуществом. Следуя ст.10 Закона РФ "О милиции" милиция обязана: п.13 "принимать при авариях,… и других чрезвычайных событиях неотложные меры по охране имущества, оставшегося без присмотра"; п.20 "принимать неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйного имущества… ". Далее, согласно ст.11 того же Закона милиция имеет право: п.18 "входить беспрепятственно в жилые и иные помещения…, осматривать их … при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление…"; п.25 "при наличии данных о нарушении законодательства,… беспрепятственно входить в помещения…; проводить… осмотр производственных… и иных служебных помещений…". Опекун бездомных кошек имеет право подать заявление в ОВД (милицию) о том, что в подвале совершается преступление - жестокое обращение с животными (ст. 245 УК), так как опекаемые им обитающие или укрывающиеся в подвале кошки оказались по вине жилищно-эксплуатационных служб закрытыми в подвале без пищи и воды и отсутствует возможность их самостоятельно спасти. При этом: а) Эти кошки согласно ст.137 ГК, являются имуществом (бесхозяйным или оставшимся без присмотра), и милиция, согласно ст.10 п.13 и п.20 Закона "О милиции", обязана принять неоложные меры по спасению кошек. б) Информация, сообщаемая опекуном о том, что кошки в подвале закрыты жилищно-эксплуатационными службами на какое-то время без пищи и воды и могут от этого погибнуть, достаточна для того, чтобы милиция, на основании ст.11 п.18 и п.25 того же Закона, открыла и осмотрела подвал.
Список документов
Подвальная битва
Возврат к оглавлению разделов
Возврат на главную страницу сайта
|
|